Стратегии поведения людей в конфликте являются очень значимым фактором, определяющим динамику развития конфликта и его результативность.
Уклонение
Человек, придерживающийся этой стратегии, стремиться уйти от конфликта.
Эта стратегия может использоваться во многих конфликтных ситуациях:
когда предмет конфликта не является личностно значимым, заслуживающим затрат времени и сил;
имеется возможность достичь желаемой цели другим путем;
силы и возможности оппонентов равны и конфликтное взаимодействие может привести к нежелательному для обоих нарушению взаимоотношений между ними;
один из участников конфликта имеет значительно более слабую позицию по сравнению с другими (понимание собственной неправоты, более низкий социальный статус, личностные особенности и т.п.);
необходимость отсрочить во времени конфликтное взаимодействие для того, чтобы усилить свою позицию дополнительной информацией, поддержкой своих сторонников и др.);
субъективные мотивы избегания общения и конфликтного взаимодействия с конкретным оппонентом, обладающим определенными личностными особенностями (агрессивность, беспринципность, лживость, завышенная самооценка и т.д.).
Уклонение от конфликтного взаимодействия целесообразно, если предмет конфликта выявился под влиянием негативного эмоционального состояния одного из участников конфликта. Стратегия уклонения от конфликта препятствует разрешению имеющегося противоречия и, как следствие, нарушает развитие взаимоотношений между людьми и осуществление их совместной деятельности.
Приспособление (сглаживание)
Этот стиль поведения основывается на принципах: «Не стоит раскачивать лодку», «Давайте жить дружно». Человек старается не выпустить наружу признаки конфликта, конфронтации, призывая других к солидарности. При этом проблема, лежащая в основе конфликта, игнорируется, ее стремятся представить как малозначимую.
В результате использования такой тактики может временно наступить покой. Отрицательные эмоции не проявляются, но они накапливаются. Рано или поздно оставленная без внимания проблема и накопившиеся отрицательные эмоции приведут к «взрыву», последствия которого окажутся дисфункциональными. Неразрешенное противоречие может стать причиной конфликтов в будущем и снижать качество и продуктивность совместной деятельности людей.
Принуждение (конкуренция, конфронтация)
Участник конфликта, придерживающийся этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения своего оппонента во что бы то ни стало, его не интересует мнение других людей. Данный стиль связан с агрессивным поведением, имеющим различные формы. Для влияния на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении.
Эта стратегия может быть эффективной, если используется в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, когда надо быстро принимать жизненно важные решения. Главный недостаток этой стратегии – подавление инициативы участников конфликта, игнорирование их мнения, проявление неуважения к личности другого человека и вероятность повторных проявлений возникшего противоречия.
Компромисс
Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Способность к компромису в ситуациях совместной профессиональной деятельности высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет быстро разрешить конфликт.
Но через некоторое время могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например, неудовлетворенность «половинчатыми» решениями. Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как осталось нерешенной часть породившей его проблемы.
Сотрудничество (решение проблемы)
Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах – это неизбежный результат того, что каждый человек имеет право на свою точку зрения, каждый может быть прав, может ошибаться. При этой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.
Данная стратегия основана на уважении к личности другого человека, самокритичности и нацеленности на решение проблемы наилучшим способом, как для общего дела, так и для каждого из участников конфликта. Тот, кто опирается на сотрудничество, ищет решение проблемы, учитывающее интересы всех сторон. Стратегия сотрудничества является наиболее эффективной для сохранения и дальнейшего развития конструктивных взаимоотношений между людьми.
Универсальных стратегий поведения в конфликтной ситуации не существует. Для выбора наиболее эффективной стратегии поведения в конфликтной ситуации важно учитывать условия конкретной ситуации, особенности предмета конфликта, особенности личности каждого из участников и другие особенности конфликтного взаимодействия. Преобладание какой-либо одной стратегии поведения в системе способов взаимодействия личности с другими людьми является признаком наличия ряда качеств, препятствующих эффективному общению с другими людьми. Например, преобладание стратегии компромисса в арсенале стратегий поведения личности в конфликтной ситуации может свидетельствовать о недостаточной выдержке, терпении человека, склонности к импульсивным решениям. Преобладание стратегии приспособления может быть признаком недостаточной силы воли, принципиальности, настойчивости в достижении цели. Сложные конфликты требуют использование комбинации различных стилей поведения, в соответствии с особенностями развития конфликта.
Конфликтуйте с пользой и в меру!
Запись в Центр «Росток» по телефону: 8-3022-55-57-57, в телеграм - 8-914-808-57-57 или онлайн - https://clck.ru/334bPw
Курс реабилитации один раз в год для людей с ограниченными возможностями здоровья – бесплатно!
Имеются противопоказания, требуется консультация врача.
При первичном приеме необходимо иметь: свидетельство о рождении или паспорт, паспорт законного представителя (при сопровождении несовершеннолетнего), справку МСЭ и ИПРА (при наличии), выписки из истории болезни или амбулаторную карту, справка об отсутствии контактов с инфекционными больными, полученная в медицинском учреждении.