Самой многочисленной категорией среди всех детей с отклонениями в развитии являются дети с речевыми нарушениями (от 45 до 60%). Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т. д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. С каждым годом растет число детей с теми или иными речевыми нарушениями.
Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной).
Главный принцип проведения логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера движений ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
Коррекционно-развивающие задачи, которые решаются посредством занятий: развивать речевое дыхание; подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата; тонкие движения пальцев рук; фонематическое восприятие; формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память; грамматический строй и связную речь. Образовательные задачи: формировать двигательные умения и навыки; развивать пространственные представления; переключаемость и координацию движений; ритмическую выразительность; воображение и ассоциативно-образное мышление; коммуникативные умения и навыки; воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства. Оздоровительные задачи: укреплять костно-мышечный аппарат; формировать правильную осанку, походку; развивать координацию движений и моторных функций.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе логоритмического занятия используются различные методы и приемы – наглядные, словесные, игровые, практические.
На занятиях по логоритмике используются различные средства: демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные, аудиовизуальные; естественные и искусственные; реальные и виртуальные.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
Музыкально-ритмические упражнения и игры – направлено:
- Развивать чувство ритма, внимание, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание.
- Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
- Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).
Артикуляционная гимнастика:
- Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность.
- Укреплять мускулатуру языка, щёк, губ.
- Стимулировать движения нижней челюсти.
- Отрабатывать подъём языка и его подготовку к выработке вибрации.
- Развивать подвижность языка, способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при её укорочении). Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслабленном состоянии. Развивать умение поднимать боковые края языка.
- Прививать навык выпускания длительной направленной воздушной струи.
- Развивать мимическую мускулатуру.
Пальчиковая гимнастика: Развивать моторику кистей и пальчиков рук.
Фонопедические упражнения:
- Укреплять гортань.
- Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп речи.
Игра на детских музыкальных инструментах:
- Развивать чувство ритма.
- Учить исполнять простейшие мелодии и ритмические фигуры в коллективе, соблюдая общую динамику и темп.
Коммуникативные игры и танцы:
- Развивать динамическую сторону общения.
- Развивать эмоциональность.
- Развивать позитивное самоощущение.
Резюмируя сказанное, отметим, что логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.
Имеются противопоказания. Необходима консультация врача.
Запись по телефону: 55-57-57