Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающей исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей с ДЦП происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Самой многочисленной категорией среди всех детей с отклонениями в развитии являются дети с речевыми нарушениями (от 45 до 60%). Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т. д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. С каждым годом растет число детей с теми или иными речевыми нарушениями. Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной). Главный принцип проведения логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера движений ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение. Коррекционно-развивающие задачи, которые решаются посредством занятий: развивать речевое дыхание; подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата; тонкие движения пальцев рук; фонематическое восприятие; формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память; грамматический строй и связную речь. Образовательные задачи: формировать двигательные умения и навыки; развивать пространственные представления; переключаемость и координацию движений; ритмическую выразительность; воображение и ассоциативно-образное мышление; коммуникативные умения и навыки; воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства. Оздоровительные задачи: укреплять костно-мышечный аппарат; формировать правильную осанку, походку; развивать координацию движений и моторных функций. Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе логоритмического занятия используются различные методы и приемы – наглядные, словесные, игровые, практические. На занятиях по логоритмике используются различные средства: демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные, аудиовизуальные; естественные и искусственные; реальные и виртуальные. Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы: Музыкально-ритмические упражнения и игры – направлено: - Развивать чувство ритма, внимание, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание. - Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. - Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега). Артикуляционная гимнастика: - Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность. - Укреплять мускулатуру языка, щёк, губ. - Стимулировать движения нижней челюсти. - Отрабатывать подъём языка и его подготовку к выработке вибрации. - Развивать подвижность языка, способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при её укорочении). Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслабленном состоянии. Развивать умение поднимать боковые края языка. - Прививать навык выпускания длительной направленной воздушной струи. - Развивать мимическую мускулатуру. Пальчиковая гимнастика: Развивать моторику кистей и пальчиков рук. Фонопедические упражнения: - Укреплять гортань. - Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп речи. Игра на детских музыкальных инструментах: - Развивать чувство ритма. - Учить исполнять простейшие мелодии и ритмические фигуры в коллективе, соблюдая общую динамику и темп. Коммуникативные игры и танцы: - Развивать динамическую сторону общения. - Развивать эмоциональность. - Развивать позитивное самоощущение. Резюмируя сказанное, отметим, что логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Имеются противопоказания. Необходима консультация врача. Запись по телефону: 55-57-57