Присмотримся же ближе к самим людям с аутизмом: что они чувствуют? Как воспринимают все, что их окружает? Путешествие в другое измерение.
Их взгляд ускользает от нас, и мы спрашиваем себя, видят ли они нас вообще. Их поведение удивляет, а то и пугает... Спустя несколько месяцев после рождения эти дети уже кажутся необычными. Проявления чрезвычайно разнообразны. Некоторые дети овладеют речью, другие нет. Одни будут отставать в умственном развитии, у других проявится блестящий интеллект или феноменальная память. Кто-то сделает открытия или напишет книги, а кто-то так и не сможет научиться читать. Но какими бы разными они ни были, дети с аутизмом способны нам открыться, если мы приложим усилия, чтобы научить их общаться с нами.
Трудности обработки сенсорной информации
Нельзя ждать от ребенка, что он начет впитывать знания, обучаться социальным навыкам, хоть как-то «вести себя», когда окружающее его пространство состоит из неприятных и пугающих ощущений. Своеобразие тех, кто страдает аутизмом, проявляется прежде всего в том, что у них другое мировосприятие, они по-другому слышат, видят, ощущают реальность. У них повышенная сенсорная чувствительность - дети очень остро чувствуют запахи, ощущают движения, слышат звуки. Из-за генетических нарушений мозг таких детей избыточно активен. Он просто не успевает соединять, анализировать все то, что ребенок видит, слышит, осязает. Если мозг здорового человека может отфильтровать тысячи входящих сигналов, которые поступают от органов зрения, слуха, обоняния и т.д., то мозг ребёнка с аутизмом на это не способен. Ощущения от мира, в котором он живет, сравнимы с жизнью посреди автотрассы, в шуме, гари и грохоте проносящихся мимо маши, без возможности хоть как-то повлиять на ситуацию.
Для него человеческий голос не отличается от других звуков: он не реагирует на свое имя (родителям кажется, что он не слышит), но вздрагивает, когда по улице проезжает машина. Дети не всегда могут выделить из гула голосов обращенную к ним речь - представьте, что вместо одного человека они слышат одновременно тысячу равных для них по значимости звуков. Дети затыкают уши, могут начать громко кричать - только для того, чтобы абстрагироваться от сенсорной перегрузки, перекрыть каналы связи за счет крика. Это - акт самосохранения.
Страхи
Уже в дошкольном возрасте у детей возрастает число неадекватных страхов. Многие боятся гулять по улице, ездить в транспорте, оставаться одни в квартире. Аутичные дети зачастую боятся всего нового. Именно поэтому любая перестановка в доме, смена одежды, новая форма работы могут спровоцировать истерику ребенка. Наличие специфических страхов может быть объяснено тем, что дети с аутизмом воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков.
Мир воспринимается фрагментарно и искаженно.
Их ощущения не связаны
Все мы общаемся с другими людьми благодаря органам чувств, они помогают нам ориентироваться в мире и понимать других людей. Мозг здорового ребенка через органы чувств из множества источников получает информацию, которая потом удивительным образом складывается в целостную картину мира. У ребенка с аутизмом мозг не способен интегрировать полученную информацию и единой картины мира не получается. Данные от органов зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния, поступая в мозг ребенка с аутизмом, накладываются друг на друга, как кирпичики, которые не скреплены цементным раствором. Ребёнку трудно понять связи и значения! Именно поэтому, одним из символов аутизма стал рассыпанный пазл.
И как только случается что-то неожиданное, например раздается громкий звонок, или просто наступает сенсорная перегрузка — неустойчивое нагромождение «сенсорных кирпичей» рассыпается, восприятие полученной от мира информации смешивается. Задача взрослых— оградить малыша от перегрузок.
Для снижения тревожности аутичные дети часто в своём мире создают свой собственный порядок, используют стереотипные движения, ритуалы - чтобы все совершалось понятно и предсказуемо. Например, идти одним определенным привычным маршрутом, пересчитывать колышки на знакомом заборе и так далее. Если ему в этот момент помешать, у него происходит "перезагрузка" - ему нужно вернуться в исходный пункт, чтобы пройти все заново и без препятствий.
У всех людей есть свои предпочтения, которые их успокаивают. Кто-то стучит ручкой или пальцами в стрессовой ситуации, теребит волосы, что-то рисует. У детей с аутизмом тоже есть свои сенсорные предпочтения. Если ребёнку предстоит пойти в магазин или в комнату, где много всего нового, можно дать ему в руки с собой его сенсорное предпочтение (верёвочку, пёрышко, палочку и т.п.).
Источник раздражения
Для ребенка истерика, вспышка гнева, нервный срыв намного болезненнее, чем для окружающих. Они возникают от перегрузки систем восприятия. Нужно наблюдать, вести дневник и выяснить, что именно выводит ребенка из себя. Поведение, даже плохое – это одна из форм общения, когда катастрофически не хватает слов. Можно переориентировать поведение, обнаружив и устранив причину срыва, или научить ребенка говорить: «Прекрати, мне это не нравится».
Причины тревожности детей с РАС
-Встреча с незнакомыми людьми;
-Слишком много людей;
-Слишком большой выбор;
-Не может сообщить о своих потребностях;
-Изменения в рутине;
-Новый вид деятельности/место;
-Неприятная ситуация, связанная с сенсорными ощущениями;
-Переход от одного вида деятельности к другому;
-Травма/ воспоминание о неприятном событии, чаще всего сенсорном.
Навыки общения
Со стороны кажется, что ребенок с аутизмом не хочет играть с детьми - на самом деле он не знает, как к ним подойти, заговорить. Лучший вариант – если они сами пригласят его. Аутичный ребёнок не читает лица, эмоции и жесты, не чувствует интонацию и иронию. Научите его спрашивать в таких случаях «тебе не больно?» Ребенок с аутизмом сначала пытается понять особенности общения, а затем – добросовестно их повторить.
Их мышление конкретно
Даже когда у ребёнка с РДА высокий уровень интеллекта и он правильно пользуется речью, другие люди все равно сбивают его с толку, иногда пугают и слишком часто остаются непонятны. Например, девочка справляется с программой школы. Но ей чрезвычайно трудно воспринимать шутки одноклассников. Разговаривая, мы используем метафоры, абстрактные образы, опираемся на интонации. От ребенка с аутизмом все это ускользает. Для него слово — это только слово. Потому что его мышление — это конкретное мышление.
Неверно думать, что они умственно отсталые
У большинства сохранен интеллект. Более того - природа не терпит пустоты - и очень часто такие дети проявляют необыкновенные таланты в других областях деятельности, не связанных напрямую с коммуникацией. Кто-то лучше считает, рисует, копирует изображения с фотографической точностью, чертит, пишет потрясающие стихи. Необходимо увидеть потенциал и начать с ним работать. Нельзя не думать об этом. Если же нарушен интеллект, то это не является следствием аутизма, а, скорее всего, произошло в результате не связанных с ним нарушений центральной нервной системы.
Они тратят очень много сил на то, чтобы жить среди нас
Всегда настороже, они с самого раннего возраста тратят всю энергию на то, чтобы жить среди нас, адаптироваться к звукам и зрительным образам и наконец понимать то, что мы говорим. Да, они демонстрируют дефицит эмпатии, но из этого не следует делать вывод, что они не способны испытывать эмоции. Любовь, привязанность, теплые отношения нужны им так же, как нам. Если не больше! И мы должны пойти им навстречу, дать каждому из них те ключи, которые ему нужны. По отношению к ним самим не вести себя подобно людям с аутизмом.
В нашем Центре - помогают таким детям и их родителям. Мы ждем вас - запишитесь на консультацию уже сейчас- по телефону: 8-3022-55-57-57, в телеграм - 8-914-808-57-57 или онлайн - https://clck.ru/334bPw
Курс реабилитации один раз в год для людей с ограниченными возможностями здоровья – бесплатно!
Имеются противопоказания! Требуется консультация врача.
При первичном приеме необходимо иметь: свидетельство о рождении или паспорт, паспорт законного представителя (при сопровождении несовершеннолетнего), справку МСЭ и ИПРА (при наличии), выписки из истории болезни или амбулаторную карту, справка об отсутствии контактов с инфекционными больными, полученная в медицинском учреждении.
С ценами на платные услуги можно ознакомиться здесь - https://clck.ru/33KCTP.
Все о наших специалистах на нашем сайте - https://clck.ru/33Uh2E
Их взгляд ускользает от нас, и мы спрашиваем себя, видят ли они нас вообще. Их поведение удивляет, а то и пугает... Спустя несколько месяцев после рождения эти дети уже кажутся необычными. Проявления чрезвычайно разнообразны. Некоторые дети овладеют речью, другие нет. Одни будут отставать в умственном развитии, у других проявится блестящий интеллект или феноменальная память. Кто-то сделает открытия или напишет книги, а кто-то так и не сможет научиться читать. Но какими бы разными они ни были, дети с аутизмом способны нам открыться, если мы приложим усилия, чтобы научить их общаться с нами.
Трудности обработки сенсорной информации
Нельзя ждать от ребенка, что он начет впитывать знания, обучаться социальным навыкам, хоть как-то «вести себя», когда окружающее его пространство состоит из неприятных и пугающих ощущений. Своеобразие тех, кто страдает аутизмом, проявляется прежде всего в том, что у них другое мировосприятие, они по-другому слышат, видят, ощущают реальность. У них повышенная сенсорная чувствительность - дети очень остро чувствуют запахи, ощущают движения, слышат звуки. Из-за генетических нарушений мозг таких детей избыточно активен. Он просто не успевает соединять, анализировать все то, что ребенок видит, слышит, осязает. Если мозг здорового человека может отфильтровать тысячи входящих сигналов, которые поступают от органов зрения, слуха, обоняния и т.д., то мозг ребёнка с аутизмом на это не способен. Ощущения от мира, в котором он живет, сравнимы с жизнью посреди автотрассы, в шуме, гари и грохоте проносящихся мимо маши, без возможности хоть как-то повлиять на ситуацию.
Для него человеческий голос не отличается от других звуков: он не реагирует на свое имя (родителям кажется, что он не слышит), но вздрагивает, когда по улице проезжает машина. Дети не всегда могут выделить из гула голосов обращенную к ним речь - представьте, что вместо одного человека они слышат одновременно тысячу равных для них по значимости звуков. Дети затыкают уши, могут начать громко кричать - только для того, чтобы абстрагироваться от сенсорной перегрузки, перекрыть каналы связи за счет крика. Это - акт самосохранения.
Страхи
Уже в дошкольном возрасте у детей возрастает число неадекватных страхов. Многие боятся гулять по улице, ездить в транспорте, оставаться одни в квартире. Аутичные дети зачастую боятся всего нового. Именно поэтому любая перестановка в доме, смена одежды, новая форма работы могут спровоцировать истерику ребенка. Наличие специфических страхов может быть объяснено тем, что дети с аутизмом воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков.
Мир воспринимается фрагментарно и искаженно.
Их ощущения не связаны
Все мы общаемся с другими людьми благодаря органам чувств, они помогают нам ориентироваться в мире и понимать других людей. Мозг здорового ребенка через органы чувств из множества источников получает информацию, которая потом удивительным образом складывается в целостную картину мира. У ребенка с аутизмом мозг не способен интегрировать полученную информацию и единой картины мира не получается. Данные от органов зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния, поступая в мозг ребенка с аутизмом, накладываются друг на друга, как кирпичики, которые не скреплены цементным раствором. Ребёнку трудно понять связи и значения! Именно поэтому, одним из символов аутизма стал рассыпанный пазл.
И как только случается что-то неожиданное, например раздается громкий звонок, или просто наступает сенсорная перегрузка — неустойчивое нагромождение «сенсорных кирпичей» рассыпается, восприятие полученной от мира информации смешивается. Задача взрослых— оградить малыша от перегрузок.
Для снижения тревожности аутичные дети часто в своём мире создают свой собственный порядок, используют стереотипные движения, ритуалы - чтобы все совершалось понятно и предсказуемо. Например, идти одним определенным привычным маршрутом, пересчитывать колышки на знакомом заборе и так далее. Если ему в этот момент помешать, у него происходит "перезагрузка" - ему нужно вернуться в исходный пункт, чтобы пройти все заново и без препятствий.
У всех людей есть свои предпочтения, которые их успокаивают. Кто-то стучит ручкой или пальцами в стрессовой ситуации, теребит волосы, что-то рисует. У детей с аутизмом тоже есть свои сенсорные предпочтения. Если ребёнку предстоит пойти в магазин или в комнату, где много всего нового, можно дать ему в руки с собой его сенсорное предпочтение (верёвочку, пёрышко, палочку и т.п.).
Источник раздражения
Для ребенка истерика, вспышка гнева, нервный срыв намного болезненнее, чем для окружающих. Они возникают от перегрузки систем восприятия. Нужно наблюдать, вести дневник и выяснить, что именно выводит ребенка из себя. Поведение, даже плохое – это одна из форм общения, когда катастрофически не хватает слов. Можно переориентировать поведение, обнаружив и устранив причину срыва, или научить ребенка говорить: «Прекрати, мне это не нравится».
Причины тревожности детей с РАС
-Встреча с незнакомыми людьми;
-Слишком много людей;
-Слишком большой выбор;
-Не может сообщить о своих потребностях;
-Изменения в рутине;
-Новый вид деятельности/место;
-Неприятная ситуация, связанная с сенсорными ощущениями;
-Переход от одного вида деятельности к другому;
-Травма/ воспоминание о неприятном событии, чаще всего сенсорном.
Навыки общения
Со стороны кажется, что ребенок с аутизмом не хочет играть с детьми - на самом деле он не знает, как к ним подойти, заговорить. Лучший вариант – если они сами пригласят его. Аутичный ребёнок не читает лица, эмоции и жесты, не чувствует интонацию и иронию. Научите его спрашивать в таких случаях «тебе не больно?» Ребенок с аутизмом сначала пытается понять особенности общения, а затем – добросовестно их повторить.
Их мышление конкретно
Даже когда у ребёнка с РДА высокий уровень интеллекта и он правильно пользуется речью, другие люди все равно сбивают его с толку, иногда пугают и слишком часто остаются непонятны. Например, девочка справляется с программой школы. Но ей чрезвычайно трудно воспринимать шутки одноклассников. Разговаривая, мы используем метафоры, абстрактные образы, опираемся на интонации. От ребенка с аутизмом все это ускользает. Для него слово — это только слово. Потому что его мышление — это конкретное мышление.
Неверно думать, что они умственно отсталые
У большинства сохранен интеллект. Более того - природа не терпит пустоты - и очень часто такие дети проявляют необыкновенные таланты в других областях деятельности, не связанных напрямую с коммуникацией. Кто-то лучше считает, рисует, копирует изображения с фотографической точностью, чертит, пишет потрясающие стихи. Необходимо увидеть потенциал и начать с ним работать. Нельзя не думать об этом. Если же нарушен интеллект, то это не является следствием аутизма, а, скорее всего, произошло в результате не связанных с ним нарушений центральной нервной системы.
Они тратят очень много сил на то, чтобы жить среди нас
Всегда настороже, они с самого раннего возраста тратят всю энергию на то, чтобы жить среди нас, адаптироваться к звукам и зрительным образам и наконец понимать то, что мы говорим. Да, они демонстрируют дефицит эмпатии, но из этого не следует делать вывод, что они не способны испытывать эмоции. Любовь, привязанность, теплые отношения нужны им так же, как нам. Если не больше! И мы должны пойти им навстречу, дать каждому из них те ключи, которые ему нужны. По отношению к ним самим не вести себя подобно людям с аутизмом.
В нашем Центре - помогают таким детям и их родителям. Мы ждем вас - запишитесь на консультацию уже сейчас- по телефону: 8-3022-55-57-57, в телеграм - 8-914-808-57-57 или онлайн - https://clck.ru/334bPw
Курс реабилитации один раз в год для людей с ограниченными возможностями здоровья – бесплатно!
Имеются противопоказания! Требуется консультация врача.
При первичном приеме необходимо иметь: свидетельство о рождении или паспорт, паспорт законного представителя (при сопровождении несовершеннолетнего), справку МСЭ и ИПРА (при наличии), выписки из истории болезни или амбулаторную карту, справка об отсутствии контактов с инфекционными больными, полученная в медицинском учреждении.
С ценами на платные услуги можно ознакомиться здесь - https://clck.ru/33KCTP.
Все о наших специалистах на нашем сайте - https://clck.ru/33Uh2E